Психолог Наталия Жекова

Игры на развитие мелкой моторики

 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК

НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Родители самые значимые и самые любимые люди для каждого  ребенка-  это бесспорно.Авторитет родителейдля детей, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в  их непогрешимость, правоту и справедливость у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д. Вам,  родителям, необходимо знать и  понимать, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют их родительские установки.

Взрослые люди, в отличие от детей,  способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению». Они  ставят защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами: На мнение  «Курить вредно!» ставят личную защиту - «Хочу - и курю!». Дети не могут этого делать, так как  не владеют психологическими защитными механизмами, не способны руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Они не могут поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Помните! установки родителей формируют и  определяют не только  поведение ребенка, но всю его дальнейшую жизнь! И от Вас зависит, насколько она будет счастливой и удачной!

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Многие из них являются  своеобразными инструментами психологической защиты, и  помогают ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Установки возникают повседневно. Одни  из них случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены ребенком, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём её необходимо постоянно подкреплять положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

 К сожалению, многие родители, воспитывая своих детей, используют негативные установки, даже не замечая этого и надеясь на положительный результат своих словесных воспитательных воздействий.

Уважаемые родители, не удивляйтесь, если ребенок отдалился от вас, стал скрытен, лжив, недоверчив, неуверен в себе. Это отдаление  говорит о том, что вы часто говорите детям:

 

· «Я сейчас занят(а)…»

· «Не приставай..»

· «Ты сведешь меня с ума!»

· « Да когда же ты научишься!»

· «Это надо делать не так!»

· «Посмотри, что ты натворил!»

· «Как всегда неправильно!»

· «Сколько раз тебе можно повторять!»

· «Что бы ты без меня делал!»

· «Вечно ты во всё лезешь!»

· «Уйди от меня!»

· «Что это за друзья!»

· «У всех дети как дети, а ты!»

· «Ты ничего не умеешь!»

· «Ты ничему не научишься!»

· «В школе ты будешь двоечником!»

· «Ты плохой мальчик!».

 

 

Все эти "словечки" крепко закрепляются в подсознании ребёнка.

 Чувство вины и стыда, которые вы формируете у ребенка, используя «неправильные» слова и фразы, ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Иногда ребенку не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо пожалеть,  успокоить. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые могут быть активными, энергичными и жизнерадостными. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

 

 

 

 Никогда не говорите ребенку того, чтобы вы ему на самом деле не желаете!

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было как можно меньше, (а лучше, чтобы не было совсем). Научитесь трансформировать негативные установки в позитивные.

 

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

 

 

Эти слова ласкают душу ребёнка, постарайтесь произносить их как можно чаще!

· Ты самый любимый!

· Ты очень многое можешь!

· Что бы мы без тебя делали?!

· Иди ко мне!

· Садись с нами…!

· Я помогу тебе…

· Я радуюсь твоим успехам!

· Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

· Расскажи мне, что с тобой…

14 марта 2016 в 19:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.